Трансфертное ценообразование: поправки в НК РФ
Как мы уже отмечали ранее, помимо отдельных поправок по налогам, Законом № 539-ФЗ с 1 января 2024 года в НК РФ внесены существенные изменения в части трансфертного ценообразования (ТЦО) (Федеральный закон от 27 ноября 2023 г. № 539-ФЗ). Остановимся на них чуть подробнее:
1) В пп. 3 п. 1 ст. 105.14 НК РФ конкретизирован перечень лиц, являющихся стороной контролируемой сделки. Вместо «лица» теперь указаны «физическое лицо, организация или иностранная структура без образования юридического лица». Соответственно, под налоговый контроль попадают также сделки с офшорными иностранными структурами без образования юридического лица (ИСБОЮЛ).
При этом часть сделок выводится из-под налогового контроля. Пункт 4 ст. 105.14 НК РФ дополнен критериями, при выполнении которых сделки не будут признаваться контролируемыми.
2) Ужесточена ответственность за нарушения по ТЦО. В частности, предусматривается увеличение штрафов за непредставление уведомления о контролируемых сделках, уведомления об участии в МГК или представление таких уведомлений с недостоверными сведениями, и др. См. таблицу.
3) Установлены новые особенности корректировки цен в контролируемых сделках. В частности, если цена в контролируемой сделке отличается от рыночной и такое отличие стало основанием для корректировки налоговой базы, то полученный налоговым нерезидентом доход приравнивается к дивидендам, и подлежит налогообложению у источника выплаты в РФ по правилам глав 23 и 25 НК РФ. Датой получения такого дохода признается последний день календарного года, в котором совершена контролируемая сделка. Таким образом, по суммам корректировки налогоплательщик должен будет заплатить налог в размере 35% (20% налог на прибыль + 15% налог, удерживаемый у источника выплаты дивидендов нерезиденту) + штрафные санкции в случае, если корректировки проводятся ФНС, а не самостоятельно. Это правило не применяется, если нерезидент вернет доход в размере суммы произведенной корректировки деньгами на счет налогоплательщика в банке, находящемся на территории РФ.
4) Изменен объем информации в представляемой документации по ТЦО и в уведомлении о контролируемых сделках. Помимо ранее представляемых сведений придется подготовить и представить::
- сведения о доходах и расходах, численности сотрудников, сумме прибыли (убытка), стоимости ОС и НМА взаимозависимого иностранного контрагента (ИСБОЮЛ) по контролируемой сделке с взаимозависимым лицом за отчетный период, в котором совершена сделка. К документации прилагаются подтверждающие документы, в том числе финотчетность такого иностранного контрагента, а также документы, содержащие его регистрационные данные и сведения о лицах, выступающих от его имени (пп. 1 п. 1 ст. 105.15 НК РФ);
- анализ коммерческих и (или) финансовых условий контролируемой сделки, осуществленный налогоплательщиком в соответствии со ст. 105.5 НК РФ (пп. 2 п. 1 ст. 105.15 НК РФ).
Уведомление о контролируемых сделках, представляется по-прежнему в срок до 20 мая следующего года, но с 2024 года организации обязаны представлять его только в электронной форме. Для физлиц сохраняется возможность представления на бумажном носителе.
5) Для МГК вводится обязанность по представлению сведений из консолидированной финансовой отчетности МГК и финотчетности её участников (ст. 105.16-7 НК РФ). Если хотя бы один участник МГК, более 50 % активов которой находится на территории России, совершил контролируемые сделки в области внешней торговли товарами, входящими в Перечень, утвержденный Минпромторгом, в ФНС должны представляться сведения из:
- консолидированной финансовой отчетности такой МГК;
- финансовой отчетности участников такой МГК, совершивших такие сделки и (или) сделки по последующей реализации этих товаров и (или) обеспечивавших совершение таких сделок (в том числе путем оказания услуг по перевозке, хранению, упаковке, страхованию, финансированию, маркетингу).
6) Уточнен порядок заключения соглашения о ценообразовании. Заключить его смогут не только крупнейшие налогоплательщики, но и иные налогоплательщики, являющиеся стороной контролируемых сделок в области внешней торговли товарами, входящими в Перечень, утвержденный Минпромторгом, сумма доходов (расходов) по которым за календарный год составляет не менее 2 миллиардов рублей (п. 1 ст. 105.19 НК РФ).