Отлов и содержание безнадзорных животных: КОСГУ, КВР, подраздел, компетенции органов
Вопрос применения классификации в части КВР и КОСГУ для отражения мероприятий по отлову и содержанию безнадзорных животных отработан в Определителе и упомянут в новостной ленте ещё в 2021 г. Тогда было определено, что данные расходы следует относить на КВР 244 в увязке с КОСГУ 226. За прошедшее время в документах, регламентирующих особенности применения классификации, не изменилось ничего, что могло бы повлиять на указанный порядок применения кодов.
А вот при выборе раздела / подраздела бюджетной классификации нужно учитывать следующее.
Мероприятия по отлову и содержанию безнадзорных животных относятся к санитарно-противоэпидемическим (профилактическим) мерам в области защиты населения от болезней, общих для человека и животных, предупреждения и ликвидации болезней животных, их лечения. Данная позиция сформулирована в определении Верховного Суда РФ от 28 января 2010 г. № 32-В09-22. Придерживается ее и Комитет Госдумы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления.
Согласно положениям Порядка № 82н по подразделу 0907 «Санитарно-эпидемиологическое благополучие» классификации расходов бюджетов подлежат отражению расходы на обеспечение деятельности учреждений, обеспечивающих государственный санитарно-эпидемиологический надзор, противочумных организаций, дезинфекционных станций, мероприятия в области санитарно-эпидемиологического надзора и благополучия населения. Таким образом, с учетом того, что мероприятия по отлову и содержанию безнадзорных животных относятся к санитарно-противоэпидемическим (профилактическим) мерам в области защиты населения, расходы на данные мероприятия могут быть отражены по подразделу 0907.
При этом обратите внимание: поскольку установление порядка отлова и содержания безнадзорных животных относится к мерам по предупреждению эпидемий и ликвидации их последствий, а также предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, защите населения от болезней, общих для человека и животных, указанные полномочия относятся к компетенции региональных органов власти. На это также указывал Комитет Госдумы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления, рассматривая вопрос о соответствующих полномочиях.
Дополнительно напомним, что муниципальные образования, действующие в условиях ограничений, предусмотренных п. 3-4 ст. 136 БК РФ, не вправе устанавливать и исполнять расходные обязательства, не связанные с решением вопросов, отнесенных к полномочиям соответствующих органов местного самоуправления. Это в том числе означает, что положения ч. 5 ст. 20 Закона № 131-ФЗ указанными муниципальными образованиями применяться не должны (см. Методические рекомендации, доведенные письмом Минфина России от 20 декабря 2021 г. № 06-04-11/01/103482).
Тем не менее, в текущем — 2023 — финансовом году это ограничение можно обойти: до 1 января 2024 г. на расходные обязательства, определенные местной администрацией, не распространяются положения п. 3 ст. 136 БК РФ. Для этого местной администрации надлежит принять муниципальный правовой акт, в котором определить конкретные расходные обязательства, на которые в 2023 г. не распространяются ограничения, предусмотренные п. 3 ст. 136 БК РФ.