Ноябрь – время планировать доходы медучреждения: финансирование программы ОМС – 2024
Закон о бюджете ФФОМС на 2024 год и плановый период 2025-2026 годов уже принят в первом чтении, а значит самое время проанализировать и проект программы госгарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, особенно в части норматива финансовых затрат на единицу объема медпомощи, а также порядок и структуру формирования тарифов на медпомощь и способы ее оплаты. Ведь в большей степени от подходов, сформированных на федеральном уровне, зависят порядок и объемы финобеспечения оказания медпомощи за счет средств ОМС в регионах (Проект постановления Правительства РФ (подготовлен Минздравом 10.10.2023)).
Подушевой номатив, на основании которого рассчитаны объемы предоставляемых регионам субвенций, увеличен до 19 169 руб. — на 14,3 % по сравнению с 2023 годом. Процент увеличения обусловлен показателями социально-экономического прогноза, согласно которому индекс потребительских цен на 2024 год составит 4,5 %. При определении индекса роста среднемесячной заработной платы работников, который составляет 9,8 %, были использованы данные статистической формы № 62 «Сведения о ресурсном обеспечении и об оказании медицинской помощи населению».
Итак, какие же параметры Программы госгарантий планируется установить на 2024 год?
1
Увеличить размер финансового обеспечения фельдшерских и фельдшерско-акушерских пунктов. Обслуживающие от 101 до 900 человек ФАПы получат прибавку всего на 5 %, а те, кто принимает от 901 до 2000 человек, — до 35 %.
2
В рамках базовой программы ОМС средние нормативы финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи могут быть увеличены:
- вызов скорой специализированной медицинской помощи — на 11%;
- тарифы на проведение отдельных диагностических / лабораторных исследований (КТ, МРТ, УЗИ, эндоскопия, лабораторные исследования и т.п.) — на 8 %;
- профосмотры, диспансеризация и углубленная диспансеризация — на 8 %, в т.ч. планируется увеличить и норматив объема медицинской помощи по указанным профилактическим мероприятиям.
Кроме того, регионам предоставят право самостоятельной корректировки территориальных тарифов на оказание ПЭТ / КТ-диагностики, тестирование на COVID-19 и скрининг на выявление гепатита С.
3
Изменить принцип оплаты диспансерного наблюдения, которое будет представлять собой три самостоятельных вида наблюдения: за онкологическими больными, пациентами с сахарным диабетом и сердечно-сосудистыми заболеваниями. Выглядеть это будет так:
Вид наблюдения |
Сейчас – в 2023 году |
Планируется в 2024 году |
||
Средние нормативы объема медицинской помощи |
Средние нормативы финансовых затрат |
Средние нормативы объема медицинской помощи |
Средние нормативы финансовых затрат |
|
Диспансерное наблюдение, в т.ч. по профилям / видам: |
0,261736 |
1 268,6 |
— |
— |
— онкология |
— |
— |
0,04505 |
3 142,3 |
— сахарный диабет |
— |
— |
0,0598 |
1 186,4 |
— сердечно-сосудистые заболевания |
— |
— |
0,12521 |
2 638,1 |
4
Выделить отдельно нормативы объема и финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи, оказанной в условиях дневного стационара для первичной медико-санитарной помощи и для специализированной, в том числе ВМП. Это позволит расширить объем оказываемой медицинской помощи в поликлиниках, имеющих прикрепленное население, для пациентов, не нуждающихся в проведении лабораторных / инструментальных исследований и лечебных мероприятий с использованием сложного ресурсоемкого оборудования. В то же время для пациентов, которым не требуется постоянное врачебное наблюдение и лечение с использованием сложного оборудования и специальных методов в медицинской организации, оказывающей специализированную медицинскую помощь, в том числе высокотехнологичную (типа онкологических, эндокринологических и т.п. диспансеров и больниц), станет доступна первичная специализированная медицинская помощь указанного профиля, приближенная к месту их жительства.
Планируется, что выделение нормативов для первичной медико-санитарной помощи будет выглядеть так:
Вид медицинской помощи |
Сейчас – в 2023 году |
Планируется в 2024 году |
||
Средние нормативы объема медицинской помощи |
Средние нормативы финансовых затрат |
Средние нормативы объема медицинской помощи |
Средние нормативы финансовых затрат |
|
Дневной стационар, в т.ч. |
— |
— |
— |
— |
— первичная медико-санитарная помощь |
— |
— |
0,038207 |
17 706,6 |
— специализированная помощь, в том числе ВМП |
0,070132 |
25 780,5 |
0,041143 |
36 837,37 |
5
В условиях дневного стационара появится возможность лечения гепатита С:
Вид медицинской помощи |
Сейчас – в 2023 году |
Планируется в 2024 году |
||
Средние нормативы объема медицинской помощи |
Средние нормативы финансовых затрат |
Средние нормативы объема медицинской помощи |
Средние нормативы финансовых затрат |
|
Лечение гепатита С (дневной стационар) |
— |
— |
0,000277 |
143 842,4 |
6
Практически без изменения останется стоимость случаев лечения по профилю «Онкология» в условиях дневных стационаров. Основание — снижение закупочных цен химиотерапевтических препаратов (для профиля «Онкология»). А для случаев экстракорпорального оплодотворения планируется снижение норматива финансовых затрат на 17%.
7
Не менее 1% от общего объема реабилитации, проводимой в стационарных условиях, должна составлять продолжительная медицинская реабилитация (длительностью 30 суток и более) для пациентов, в том числе ветеранов боевых действий, принимавших участие (содействовавших выполнению задач) в СВО.
8
Разрешить оплату диализа не только за оказанную услугу, но и по системе КСГ. Так, в тексте документа о способах оплаты медицинской помощи указано, что она осуществляется «за случай госпитализации (законченный случай лечения) по поводу заболевания, включенного в соответствующую группу заболеваний (в т.ч. числе КСГ заболеваний, группу ВМП), в том числе в сочетании с оплатой за услугу диализа или по КСГ заболеваний, связанной с услугой диализа».
9
Включить в ОМС услуги медико-психологического консультирования пациента.