КС РФ призвал совершенствовать законодательство об обращении с безнадзорными животными
Город (как муниципальное образование) оспаривал конституционность п. 1 ст. 213 ГК РФ — о принудительном поступлении в муниципальную собственность безнадзорных домашних животных по истечении полугода после их задержания.
Норма была применена против города в деле по иску от ветеринарной станции (регионального подчинения), которая ловила бродячих животных и содержала их. Суд взыскал с города в пользу станции почти 300 000 руб в качестве неосновательного сбережения, которое образовалось на стороне города в отношении расходов, понесенных станцией на содержание муниципального имущества — бродячих собак, выловленных станцией в соответствии с областным порядком отлова, учета, транспортировки, содержания и использования безнадзорных животных, по истечении 6 месяцев после их отлова.
Конституционный Суд РФ счел, что оспариваемая норма соответствует Конституции РФ (Постановление Конституционного Суда РФ от 4 декабря 2023 г. № 55-П), однако не должна была применяться в деле по упомянутому иску, поскольку необходимо иметь в виду следующее:
- в составе муниципального имущества может находиться не любое имущество, а лишь такое, которое необходимо для решения вопросов местного значения и смежных с ними. Имущество, которое не отвечает данным требованиям, должно быть либо перепрофилировано, либо отчуждено;
- ранее Конституционный Суд РФ формулировал правовую позицию относительно передачи имущества субъекта РФ в муниципальную собственность. При осуществлении такой передачи необходимо учитывать экономические интересы муниципального образования и его фактической заинтересованности в таком имуществе для решения вопросов местного значения, включая возможность финансовой поддержки местного бюджета в случае недостаточности в нем средств на содержание передаваемого имущества. Нельзя передавать госимущество муниципалитету в одностороннем порядке, без учета волеизъявления ОМСУ и без объективной необходимости данной передачи для осуществления местным самоуправлением своих полномочий;
- указанная позиция вполне применима и для случаев, когда право муниципальной собственности возникает на безнадзорных животных в результате деятельности, осуществляемой за региональный счет;
- механизм принятия животных в муниципальную собственность носит лишь вспомогательный характер (по отношению к частноправовым отношениям, возникающим в связи с задержанием животного, розыском собственника и возвращением животного ему). При этом содержание безнадзорных животных, поступивших в муниципальную собственность, сопряжено с дополнительными расходами. Поэтому данное регулирование предполагает необходимость достижения надлежащего баланса блага для муниципального образования как приобретателя безнадзорных животных в собственность в силу закона и бремени, которое уравновешивается также отмеченным вспомогательным характером механизма принятия животных в муниципальную собственность;
- организация проведения на территории субъекта РФ мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев относится к предметам совместного ведения РФ и ее субъектов, осуществляемым регионом самостоятельно за счет своего бюджета. Поэтому наделять ОМСУ госполномочиями по обращению с бродячими животными можно лишь в порядке, установленном статьей 19 Закона об общих принципах организации МСУ, с решением вопроса о финансировании переданных из региона полномочий;
- Закон об ответственном обращении с животными устанавливает механизм осуществления органами власти деятельности в области обращения с животными без владельцев, направленный на обеспечение общественной безопасности и на формирование в обществе ответственного отношения к животным. И этот механизм напрямую не связан с правилом о поступлении в муниципальную собственность безнадзорных животных и в принципе не затрагивает вопросов приобретения публично-правовыми образованиями права собственности на отловленных животных без владельцев;
- таким образом, правило о поступлении безнадзорных животных в муниципальную собственность не должно подменять (даже по истечении 6 месяцев с момента задержания животного) действие специальных норм Закона об ответственном обращении с животными, посвященных обращению с животными без владельцев.
Таким образом, хотя п. 1 ст. 231 ГК РФ признан соответствующим Конституции РФ, дело заявителя все равно подлежит пересмотру.